Бесплатная консультация по телефону:(862) 295-71-95

Ответы на ваши вопросы

1СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с налогоплательщиков. Это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги служат формированию доходов государства, а также позволяют государству экономически воздействовать на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП.
Налоги с экономической точки зрения - инструменты фискальной политики, а также одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.
В соответствии с НК РФ налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Экономическая сущность налогов раскрывается в том, что налог:
1) выступает косвенным регулятором развития экономики;
2) является инструментом структурного, антиинфляционного регулирования;
3) обязательный атрибут участников деловых отношений; это основной источник формирования государственных доходов;
4) один из способов регулирования дефицита госбюджета;
5) действенное средство достижения приемлемого соц. равенства и справедливости в условиях рынка, распределения и перераспределения доходов различных соц. слоев населения;
6) инструмент воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.
Главные принципы налогообложения:
1) принцип всеобщности- публично-правовая обязанность платить законно установленные налоги распространяется на всех лиц, признаваемых НК РФ;
2) принцип равенства - в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения налогового бремени путем дифференциации ставок налогов и предоставления льгот;
3) принцип соразмерности - означает ограничение права собственности в результате установления и взимания налогов в допустимой мере;
4) принцип справедливости - в соц. государстве в отношении обязанности платить налоги предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения налогового бремени путем дифференциации ставок налогов и предоставление льгот;
5) принцип законности - является наиболее универсальным принципом, в нем обозначены формальные основания, необходимые для признания налогов и сборов законно установленными;
6) принцип точности - ясность (понятность), определенность (непротиворечивость) формулировок актов налогового законодательства.
2ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Общие принципы налогообложения и сборов в РФ;
1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
2) основания возникновения (изменения, прекращения ) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия ) их должностных лиц.
Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено.
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов РФ о налогах, принятых в соответствии с НК РФ.
Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Законодательство о налогах и сборах не применяется к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, если иное не предусмотрено НК РФ.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
3ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ПО НАЛОГАМ
Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом(за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.
Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц , в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается , который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Изменение срока уплаты налога и сбора - перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний период. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.
Срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица; возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах; проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и пр.
Отсрочка(рассрочка) по уплате налога - изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок, не превышающий 1 год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
4УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
Участники отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах;
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами(лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. За неисполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ);
3) налоговые органы(федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
Законный представитель налогоплательщика-организации - лицо, уполномоченное представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами(таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов , органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено НК РФ.
5ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА
Взаимозависимые лица для целей налогообложения - физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц;
1)одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
2)одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3)лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
При этом учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решение, принимаемые другими лицами.
Не является основанием для признания лиц взаимозависимыми: 1)влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности, оказываемое одним или несколькими другими лицами в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок (п. 4 ст. 105.1 НК РФ);
2)само по себе прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях (п. 5 ст. 105. 1 НК РФ). Сделки между взаимозависимыми лицами привлекают особое внимание налоговых органов в связи с тем, что именно эти сделки наиболее часто используются для ухода от уплаты налогов. Наиболее распространенными способами ухода от налогов с использованием сделок между взаимозависимыми лицами являются кредиты, страхование, штрафы, санкции.
Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если результаты сделок между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Суд по своему усмотрению вправе и не признавать лиц взаимозависимыми, если не сочтет их действия противоправными или налоговые органы, выступая стороной в судебном процессе, не смогут предоставить необходимые доказательства.
Налоговому органу необходимо прибегать к дополнительным средствам доказывания зависимости даже в том случае, когда речь идет об отношениях между организацией и ее руководителем.
6НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ
Налоговые агенты - лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Права налоговых агентов:
1)получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных атаках, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
2)получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
3)использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4)представлять налоговым органам, их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также актам проведенных проверок;
5)требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
6)не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или федеральным законам;
7)требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со ст. 22 НК РФ.
Обязательства налоговых агентов:
1)правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;
2)письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
3)вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в т.ч. по каждому налогоплательщику;
4)представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5)в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
7ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ УПЛАТЫ НАЛОГОВ
Уплата налога - совокупность действий налогоплательщика (иного субъекта налоговых отношений) по фактическому внесению налога в бюджет или внебюджетный фонд.
Налоговое законодательство предусматривает три основных способа уплаты налогов:
1)денежный (наличными денежными средствами или в безналичном порядке). В основном уплата налогов производится в национальной валюте РФ (рублях) в безналичной форме путем перечисления денежных средств с банковского счета плательщика в бюджет на основании платежного поручения. Уплата налога наличными деньгами происходит в случае, когда физические лица уплачивают налоги (подоходный налог, налог на имущество, государственные пошлины и т.д.) через учреждения Сбербанка России;
2)уплата налога имуществом (натуральный способ), в т.ч. в валюте или ценными бумагами. Является исключением в российском законодательстве (например, плата за пользование недрами). Уплата налогов в федеральный бюджет в не денежных формах была запрещена Постановлением Правительства РФ от 01.04.1996№ 481.
Допускается уплата налога натуральным способом на региональном и местном уровнях для погашения уже возникшей недоимки, а не текущих налоговых платежей. В данном случае налог вносится в казну в виде имущества, работ или услуг, при этом условия и порядок такой уплаты должны быть предусмотрены соответствующими нормативными актами региональных властей и органов местного самоуправления. Уплата налога в виде имущества, работ, услуг допускается для погашения уже возникшей недоимки, а не текущих налоговых платежей;
3)обращение взыскания на имущество и дебиторскую задолженность. При этом способе уплаты налогов недоимка погашается денежными средствами, полученными от реализации имущества налогоплательщика. Поскольку обращение взыскания на имущество затрагивает не только налоговые, но и гражданско-правовые отношения, то в ходе реализации этого способа уплаты налогов следует соблюдать права и гарантии собственника-налогоплательщика.
Существует иная классификация способов уплаты налога:
1)уплата по декларации, т.е. документу, в котором налогоплательщик приводит данные налоговой базы и соответствующей ей величины налога. Выплата налога производится после получения налога;
2)кадастровый способ, когда налог взимается в том случае, если объект налогообложения дифференцирован на группы по определенному признаку (перечень групп указывается в специальных кадастрах);
3)уплата налога у источника, когда такой налог удерживается работодателем за физическое лицо и перечисляется в бюджеты , а налогоплательщик получает заработную плату, уже уменьшенную на величину налога;
4)уплата в момент расходования, характерная для косвенного налога.
8НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Налогоплательщики и плательщики сборов - организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Налогоплательщики имеют право: 1)получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в т.ч. в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения: 2)использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 3)получать отсрочку , рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ; 4)на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 5)на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам; 6)представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя. Налогоплательщики имеют также другие права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Налогоплательщики обязаны: 1)уплачивать законно установленные налоги; 2)встать на учет в органах Государственной налоговой службы РФ, если такая обязанность предусмотрена НК РФ ; 3)вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения: 4)представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 5)представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов: 6)выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей: 7)нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
9ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПРАВО НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
Налогоплательщикам (плательщиками сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами.
Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.
Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
Законные представители налогоплательщика-организации - лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Законные представители налогоплательщика-физического лица - лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов , таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, нотариально заверенной или приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.
10СОСТАВ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Налоговые органы - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильнотью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Система налоговых органов в России состоит из следующих звеньев:
а)Федеральная налоговая служба (ФНС России) стоит во главе системы налоговых органов;
б)управление ФНС по республикам в составе России, краям, областям, округам, городам Москве и Санкт-Петербургу являются вторым звеном;
в)налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах являются основным элементом этой системы.
Функции ФНС России:
1)участие в разработке проектов новых законов о налогах и сборах, проведение единой налоговой политики на территории РФ;
2)руководство налоговыми органами;
3)разработка и утверждение обязательных для налогоплательщиков форм налоговых деклараций, установления порядка их заполнения;
4)осуществление мер по созданию информационных систем, компьютеризации налогового контроля и др.
Функции налоговых органов второго уровня:
1)руководство налоговыми инспекциями, определение стратегии инспекции в целом;
2)контроль за правильностью применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством РФ;
3)методическое обеспечение сложных и спорных вопросов камеральных и документальных проверок отчетности предприятий и граждан;
4)юридическое обоснование деятельности налоговой инспекции и пр.
Функции налоговых органов третьего уровня:
1)регистрация налогоплательщиков и снятие их с учета;
2)своевременный и полный учет плательщиков налогов, платежей в бюджеты;
3)ведение регистрационных дел налогоплательщика;
4)предоставление регистрационных данных и их изменений в централизованную базу данных;
5)контроль за своевременностью представления плательщиками отчетности;
6)осуществление возврата излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения;
7)получение, контроль, детализация и агрегирование данных из банков о налоговых и других обязательных платежах в бюджеты;
8)регистрация и учет штрафных синкций, выставление требований в банки на безусловное погашение задолженностей перед бюджетами и др.
11ПРАВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
1. Требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
2. Проводить налоговые проверки.
3. Контролировать исполнение банками обязанностей, установленных НК РФ . Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных НК РФ, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с ЦБ РФ.
4. Производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
5. Вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
6. Приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
7. Осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.
8. Требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
9. Взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, установленных НК РФ.
10. Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
11. Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значения для проведения налогового контроля, и прочие права.
12ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
1. Соблюдать законодательство о налогах и сборах.
2. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
3. Вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
4. Бесплатно информировать(в т.ч. в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций(расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
5. Руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
6. Сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства.
7. Принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.
8. Соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение.
9. Направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
10. Представлять налогоплательщику, плательщику сбора и налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
11. Представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций.
12. Осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафа, процентам оформляются актом и др.
13ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Должностные лица и другие работники налоговых органов несут дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность. Убытки - это расходы лица, чьи права нарушены, произведенные для восстановления нарушенного права, если имеют место утрата или повреждение его имущества, а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.
Для наступления имущественной ответственности налоговых органов необходимо наличие таких условий, как:
1) причинение убытков налогоплательщику при осуществлении должностным лицом своих служебных обязанностей;
2) действия или бездействие этих органов или их должностных лиц - неправомерность действий или бездействия:
3) причинная связь между неправомерными действиями или бездействием и причиненными убытками.
Споры о возмещении убытков разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
Типы взысканий, налагаемых на государственных служащих:
1) дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном соответствии должности, увольнения;
2) ограниченная или полная материальная ответственность, ее несут работники, по вине которых причинен ущерб соответствующему органу;
3) уголовная ответственность, к ней привлекаются государственные служащие в случаях, когда их действия(бездействие) содержат составы преступлений, предусмотренных УК РФ (преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления).
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при проведении мероприятий убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.
14ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
Имущество - виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Объектом гражданских прав являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права.
Товар - любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.
Работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц.
Услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Оплата услуг исполнителя может учитываться заказчиком при формировании себестоимости при условии, что услуги фактически оказаны и участвовали в процессе производства и реализации продукции(работ, услуг).
Идентичные товары - товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.
Однородные товары - товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
Реализация товаров - передача на возмездной основе (в т.ч. обмен товарами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
15ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Рыночная цена товара - цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Выделяют следующие принципы определения стоимости товаров для целей налогообложения:
1) для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен;
2) налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
а) между взаимозависимыми лицами;
б) по товарообменным (бартерным) операциям;
в) при совершении внешнеторговых сделок;
г) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени;
3) в случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о до начислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги;
4) рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за пределами РФ;
5) идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки;
6) однородными признаются товары, которые , не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов , что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми;
7) при определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми;
8) при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях и пр.
16ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
Доход - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
К доходам относятся:
1) дивиденды и проценты.
Дивиденд - это любой доход, полученный акционером при распределении прибыли, остающейся после налогообложения ( в т.ч. в виде процентов по привилегированным акциям). по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
Не признаются дивидендами:
а) выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера ( участника) в уставный (складочный) капитал организации;
б) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;
в) выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.
Проценты - это любой заранее заявленный (установленный) доход, в т.ч. в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления);
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая;
3) доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав;
4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;
5) доходы от реализации: недвижимого имущества; акций или ценных бумаг и долей участия в уставном капитале организаций; прав требования к российской или иностранной организации; иного имущества;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц обязанности или откуда производились выплаты вознаграждений;
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в РФ или полученные от иностранной организации;
8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства и др.;
9) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, а также иные доходы.
17ДОХОДЫ ОТ ИСТОЧНИКОВ В РФ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ
Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в РФ или к доходам от источников за пределами РФ.
К доходам от источников в РФ относятся:
1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая;
3) доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;
5) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ, акций или иных ценных бумаг в РФ, а также долей участия в уставном капитале организаций, прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории РФ и пр.;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;
7) вознаграждение и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;
8) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ, а также иные доходы.
К доходам, полученным от источников за пределами Рф, относятся:
1) дивиденды и проценты , полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подп. 1п. 1ст. 208 НК РФ;
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации, за исключением страховых выплат, предусмотренных подп. 2п. 1ст. 208 НК РФ;
3) доходы от использования за пределами РФ авторских или смежных прав;
4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами РФ;
5) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ, за пределами РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций, иного имущества;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ;
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств, а также иные доходы.
18ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных НК РФ:
2) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ. Задолженность по налогам, указанным в п.3 ст.14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке. установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя;
3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ;
4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. При нарушении срока уплаты налога и сбора налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пеню в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
19ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных НК РФ, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
2) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;
3) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
4) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства и пр.
Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:
1) отзыв налогоплательщиком или возврат банком налогоплательщику не исполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
2) отзыв налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврат органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику не исполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
3) возврат местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику-физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ и пр.
20ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Обязанность по уплате налогов и сборов(пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в т.ч. полученных от реализации ее имущества. На ликвидационную комиссию возлагается исполнение обязанности ликвидируемой организации по уплате налогов.
Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством РФ.
Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ:
1) если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам (пеням, штрафам) налоговым органом не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации;
2) суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном НК РФ;
3) подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему РФ, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы;
4) при отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации в порядке, установленном НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.
21ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в порядке, установленном ст.50 НК РФ.
При этом правопреемник (правопреемники) обязан уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также уплатить причитающиеся суммы штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений, до завершения его реорганизации.
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица.
При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.
При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
При разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.
При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает.
При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
Сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение.
Подлежащая зачету сумма излишне уплаченного юридическим лицом или излишне взысканного с него до реорганизации налога, сбора (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности реорганизованного юридического лица по пеням и штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему РФ, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.
22ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩЕГО ИЛИ НЕДЕЕСПОСОБНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего.
Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неоплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.
Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов , а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.
Приостановление исполнения обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов осуществляется по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности.
При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.
Лица, на которых в соответствии со ст.51 НК РФ возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, пользуются всеми правами, исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков и плательщиков сборов, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 51 НК РФ.
Указанные лица при исполнении возложенных обязанностей, привлекаемые в связи с этим к ответственности за виновное совершение налоговых правонарушений, не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные НК РФ, за счет имущества лица, признанного соответственно безвестно отсутствующим или недееспособным.
23ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ ЗА СЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании доводится до сведения организации или индивидуального предпринимателя в течение 6 дней после вынесения указанного решения.
Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.
Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.
Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налогов производится с валютных счетов , если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.
24ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГОВ ИЛИ СБОРОВ ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА НОЛОГПЛАТЕЛЬЩИКА- ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (п.7 ст. 46 НК РФ) налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в т.ч. за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст.46 НК РФ.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа
Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) производится последовательно в отношении:
1) наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание;
2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
3) готовой продукции, а также иных материальных ценностей, не участвующих и не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке, и другого имущества.
В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами налогоплательщика, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения задолженности за счет вырученных сумм.
Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
25ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГА, СБОРА ИЛИ ПЕНИ ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА - ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА, НЕ ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ
В случае неисполнения налогоплательщиком (физическим лицом), не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый или таможенный орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в т.ч. денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявление о взыскании в суд. Такое заявление подается в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., а также в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится последовательно в отношении:
1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа;
2) наличных денежных средств;
3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ.
В случае взыскания налога за счет имущества, которое не является денежными средствами налогоплательщика, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм.
26ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ. НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе других документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ. Остальные налогоплательщика (физические лица) исчисляют налоговую базу на основании получаемых в установленных случаях от организаций (или физических лиц) сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам. Налоговый период - календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Определение налогового периода: 1) организация создана после начала календарного года, то первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. Днем создания организации является день ее государственной регистрации;
2) организация создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, то первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания;
3) организация ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, то последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации);
4) организация создана после начала календарного года и ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, то налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации);
5) организация создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года , следующего за годом создания, то налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации ) данной организации.
27ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГАМ
Льготы по налогам и сборам - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Цели налоговых льгот:
1) сокращение налогового обязательства налогоплательщика;
2) отсрочка и рассрочка платежа (фактически является кредитом, предоставленным на льготных условиях)
Функции налоговых льгот: фискальная, стимулирующая и компенсационная.
Классификация налоговых льгот по ряду признаков:
1) личные и для юридических лиц;
2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;
3) безусловные и условные налоговые льготы;
4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.
Льгота дает преимущества одним категориям налогоплательщиков, при этом остальные исчисляют налоговую базу и сумму налога в полном объеме. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Установление и отмена льгот осуществляются следующим образом:
1) льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ;
2) льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах;
3) льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и ( или ) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
НК РФ определяет специальные налоговые режимы, т.е. особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
Организация может получить инвестиционный налоговый кредит.
Инвестиционный налоговый кредит - порядок изменения исполнения налоговой обязанности организации, изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Предоставляется по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.
28СРОКИ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Порядок уплаты. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. В соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.
При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.
В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:
1) принимать денежные средства в счет уплаты налогов , правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;
2) вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему РФ по каждому налогоплательщику (налоговому агенту) и пр.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
29ЗАЛОГ ИМУЩЕСТВА. ПОРУЧИТЕЛЬСТВО
Залогом может быть обеспечена обязанность по уплате налогов и сборов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.
При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.
Предмет залога - имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ, если иное не установлено НК РФ. Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.
При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.
Совершение каких - либо сделок в отношении заложенного имущества, в т.ч. сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.
Поручительством может быть обеспечена обязанность по уплате налогов в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
Поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем.
При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.
По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства РФ, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
30БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ
Банковской гарантией может быть обеспечена обязанность по уплате налога в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
В силу банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства уплатить денежную сумму по представленному налоговым органом в письменной форме или электронной форме по телекоммуникационным каналам связи требованию об уплате этой суммы.
Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:
1) быть безотзывной и непередаваемой;
2) не может содержать указание на представление налоговым органом гаранту документов, которые не предусмотрены НК РФ;
3) срок ее действия должен истекать не ранее чем через 6 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной банковской гарантией, если иное не предусмотрено НК РФ;
4) сумма, на которую она выдана, должна обеспечивать исполнение гарантом в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и уплате соответствующих пеней, если иное не предусмотрено НК РФ;
5) должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 46 и 47 НК РФ, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налогоплательщиком, исполнение обязанности которого по уплате налога обеспечено банковской гарантией, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
Обязательство по банковской гарантии подлежит исполнению гарантом в течение пяти дней со дня получения им требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
31ПЕНЯ
Пеня - денежная сумма, установленная ст. 75 НК РФ, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в т.ч. налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 и 26.1 НК РФ.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неоплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке.
Правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.
32ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В БАНКАХ, А ТАКЖЕ ПЕРЕВОДОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа.
Приостановление операций по счету - прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.
Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа:
1) при направлении требования об уплате налога, пеней или штрафа и неисполнения налогоплательщиком- организацией этого требования. Принимается не ранее вынесения решения о взыскании налога;
2) в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации, а также об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации направляется налоговым органом в банк в электронной форме.
Приостановление операций налогоплательщика-организации действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.
Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке и переводов его электронных денежных средств по решению налогового органа.